Ведомство иностранных дел

Ведомство иностранных дел. 

Из истории дипломатии:

Ведомством иностранных дел Советского Союза являлся  Народный комиссариат иностранных дел. Во главе его находится народный комиссар, имеющий нескольких заместителей.

После 1917 г. начался новый этап в истории отечественной дипломатии. В соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л.Д.Троцким. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками дал России возможность выхода из Первой мировой войны.

После подписания Брестского мира Чичерин Георгий Васильевич в марте 1918 года был назначен исполняющим обязанности наркома и переехал в Москву. 30 мая Чичерин становится наркомом. Лавина различных дел обрушилась на Георгия Васильевича. Его сильной стороной было прекрасное образование и знание иностранных языков, а слабой – “недостаток командирства”. Но глава Советского правительства Ленин его очень ценил и нередко защищал от необоснованных нападок.

В рамках Брест-Литовского мирного договора новая Россия установила дипломатические отношения с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Но только в Берлине существовало официальное дипломатическое представительство. Полуофициальные миссии России – в Берне, Лондоне и Стокгольме, то есть в странах из другого воюющего лагеря. Со всеми руководителями первых советских дипломатических представительств Чичерин вел регулярную переписку, давал советы и указания.

Готовясь к экономической конференции в Генуе, Чичерин включил в состав делегации самых лучших экономистов, которые составили ответные претензии России к Западу, а также разработали проекты экономического сотрудничества. На этом направлении тактика российской делегации оказалась успешной.

Все дни, с 10 по 16 апреля 1922 года, в Генуе были заполнены заседаниями, переговорами, встречами.

Чичерин объяснил, что Советскую Россию и капиталистические страны разделяет взгляд на судьбы мира, а приехала советская делегация для того, чтобы установить деловые отношения с торгово-промышленными кругами всех стран, и если ее условия будут приняты, то контакт будет возможен.

Сразу же стало ясно, что Советская Россия не будет платить долгов так просто, а согласится на это лишь в том случае, если долги эти будут компенсированы кредитами, которые пойдут на восстановление народного хозяйства.

Чичерин потребовал признания советских контрпретензий, установления мира на границах Советской России, юридического признания Советского правительства.

И, наконец, Чичерин выдвинул предложение о всеобщем разоружении и мирном сосуществовании.

К задачам Наркоминдела согласно Положению о Народном комиссариате иностранных дел от 12 ноября 1923 г. относились:

а) защита внешних политических и экономических интересов Союза ССР, а также находящихся за границей граждан Союза ССР;

б) выполнение постановлений о заключении договоров и соглашений с иностранными государствами;

в) руководство проведением в жизнь заключённых с иностранными государствами договоров и соглашений и содействие соответствующим учреждениям Союза ССР и союзных республик в осуществлении ими прав, установленных этими договорами;

г) наблюдение за выполнением соответствующими органами власти договоров, соглашений и актов, заключённых с иностранными государствами.

Десятой сессией Верховного Совета СССР первого созыва примят закон о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский. Закон этот, изданный 1 февраля 1944 г., гласит:

«В целях расширения международных связей и укрепления сотрудничества СССР с другими государствами и учитывая возросшую потребность союзных республик в установлении непосредственных отношений с иностранными государствами, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Установить, что союзные республики могут вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения».

Пункт 2 закона вносит соответствующие дополнения в Конституцию СССР и в частности статью 18-а следующего содержания: «Каждая союзная республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями».

Пункт 3 закона говорит о преобразовании Наркоминдела из общесоюзного в союзно-республиканский Народный Комиссариат.

В соответствии с новым законом установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами подлежит ведению СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления.

Представительство союзной республики в международных сношениях устанавливается её Верховным Советом. Результатом этого закона является создание республиканских наркоматов иностранных дел и дипломатических и консульских представительств союзных республик за границей, равно как и приём аккредитованных при этих республиках иностранных дипломатических и консульских представительств.

В марте 1946 г. НКИД был переименован в Министерство иностранных дел СССР.

С 1991 г. происходит становление внешней политики России как нового демократического государства.

В 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений (МВС) СССР с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.

Однако с распадом СССР МВС прекратило свою деятельность. Его правопреемником стало Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое возглавляли А.В.Козырев (1990-1996 гг.), Е.М.Примаков (1996-1998 гг.), И.С.Иванов (1998-2004 гг.) и С.В.Лавров (с 9 марта 2004 г. по настоящее время).

Ведомство иностранных дел и другие статьи по теме:

Организационные формы, международно-правовые основы дипломатии

Полный перечень статей по истории дипломатии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *